История развития
Первое поселение на территории современного Жодино было основано в 1643 г. на реке Плиса Богуславом Радзивиллом и изначально носило название Богуслав Поле. В 1688 году местечко уже упоминается как деревня Жодина Слобода. В результате второго раздела Речи Посполитой Жодино оказалось в составе Российской империи, а статус поселения понизили до деревни. В 1871 г. через Жодино был проведен участок железной дороги Москва-Брест и в деревне начала работать железнодорожная станция. В 1886 г. в Жодино насчитывалось 470 жителей, имелась церковь, народное училище, водяная мельница, корчма, лавка и кузница. Основным занятием населения являлись сельское хозяйство, деревообработка, сплав леса, ткачество, мелкая торговля. Не миновали Жодино стороной и события Первой мировой войны - в феврале 1918 г. деревню заняли немецкие войска, в августе 1919 - июле 1920 гг. - польские войска.
1 января 1919 г. Жодино вошло в состав БССР, а к 1926 г. в деревне уже было 193 двора, действовала церковь, работали 2 начальные школы, клуб-читальня, 2 кузницы, 2 столярные мастерские, мельница, 2 магазина. Во время Второй мировой войны с 29 июня 1941 до 2 июля 1944 г. Жодино находилось под немецкой оккупацией. В 1958 г. произошло объединение поселений Смолевичской ГРЭС, завода дорожных и мелиоративных машин и соседних деревень Заречье и Крушынки в городской поселок Жодино.
Новый этап активного развития Жодино связан с созданием в 1958 году Белорусского автомобильного завода (БелАЗ), вскоре также была открыта швейно-трикотажная фабрика «Свiтанак». Вторым рождением города принято считать 7 марта 1963 года, когда Жодино получило статус города областного подчинения. 22 сентября 1998 года был утвержден городской герб.
Туристический потенциал
Не смотря на относительно недолгую историю Жодино, жителям города есть чем гордиться, а туристам есть что посмотреть. Самым старым строением города является православная часовня, построенная в 1864 г. Особый интерес для туристов представляет комплекс «Багуслаў Поле», в котором воссоздан быт средневековой деревни. На территории комплекса имеются водяная мельница и старое белорусское подворья с деревянными домиками, скульптурами и колодцем.
Символом и главной достопримечательностью города является завод БЕЛАЗ. Открытие предприятия дало мощный импульс для развития Жодино. Сегодня это уникальный в СНГ завод, на котором производятся большегрузные самосвалы. Самый большой БЕЛАЗ грузоподъемностью 450 тонн занесен в Книгу рекордов Гиннеса. В последнее воскресенье сентября в честь Дня машиностроителя на БЕЛАЗЕ проводится День открытых дверей. Здесь можно увидеть машины-гиганты и байкер-шоу, сфотографироваться в колесе и посидеть в кабине водителя. Другим известным по всей Беларуси предприятием Жодино является трикотажная фабрика «Свiтанак», продукция которой пользуется популярностью как и в самой республике, так и за ее пределами.
Символом одновременно героической и трагической истории города в годы Великой Отечественной войны является монумент в честь советской матери-патриотки. В памятнике воплощена драматическая судьба матери-патриотки А. Ф. Куприяновой — матери пятерых сыновей, каждый из которых погиб на фронтах Великой Отечественной войны.
Около парка в Жодино находится единственное неоготическое строение – католический костел Богоматери Фатимской. Всего в 500 метрах от костела находится православная церковь иконы Божией Матери Избавительницы.
Также Жодино является площадкой для ежегодного фестиваля «Молодежь России и Беларуси – в XXI веке вместе».