Ипатьевская летопись, 1183 года гласит: «Того же лета Городен погоре всь и церквы каменная от блистання молние и шибения грома».
Историки утверждают, что речь в этой записи идет о Борисоглебской (Коложской) церкви, единственном более-менее дошедшем до нас памятнике гродненской школы зодчества. Хотя во второй половине XII века в Гродно существовали еще как минимум две каменные церкви, родные сестры Борисоглебской: так называемая Нижняя (на территории Старого замка) и Пречистенская (на нынешней территории монастыря Рождества Богородицы). Строительство Коложи так или иначе связывают с гродненскими князьями Борисом и Глебом. Точная дата возведения Коложи, имена ее ктиторов и архитекторов скорее всего уже никогда не станут известны, как впрочем и многое другое, относящееся к этому храму.
Относительно происхождения слова ”Коложа” не существует единого мнения. Некоторые историки ссылаются на запись в Никоновской летописи, которая утверждает, что в феврале 1406 года великий князь Витовт ходил на Псков: ”Тое ж зимы взя Витовт войною безвестно, на миру, псковский город Коложу... и люди и богатство плени, а иных изби, и отьиде во свояси”. Витовт не оставил от Коложи, крепости, защищавшей южные подходы к Пскову, камня на камне, а ее жителей (тех, что остались живы - по некоторым сведениям до 11 тысяч человек) увел с собой в Гродно и будто бы поселил около существовавшей церкви, которую со временем все и стали называть Коложской. Другие же исследователи возводят название древнейшего гродненского храма к слову ”коложань”, означавшему место, где бьют родники.
Храмы гродненской школы зодчества по планировке представляли собой вполне традиционные трехапсидные крестово-купольные церкви. Они строились из плинфы с использованием в кладке гранитных валунов. Наружные стены Коложской церкви (и как предполагают Нижней и Пречистенской тоже) декорировались цветными майоликовыми плитками, выложенными в виде креста. Пол храма также делался из разноцветных майоликовых плит. В стены, для облегчения конструкции и улучшения акустики, вмуровывались пустые кувшины - голосники, горлышки которых выступали над внутренней поверхностью стен, что делало невозможной их роспись фресками (как было принято). Церкви снаружи не штукатурились.
После Брестского собора 1596 года при церкви создается Коложский базилианский (униатский) монастырь. А дальше храм становится жертвой природы. К 1720 году подмыв высокого холма, на котором стоит Коложа, Неманом привел к наклону здания. А в ночь с 1 на 2 апреля 1853 года южная и часть западной стены обвалились в реку. Еще один обвал случился в 1889 году.
В 1897-ом берег укрепили, на месте утраченных стен поставили деревянные.