Валентий Вильгельм Ванькович (1800-1842) – белорусский художник ХIХ в., получивший известность не только в Беларуси, но и далеко за его пределами. Родился 12 мая 1800 г. в имении Калюжицы Игуменского уезда Минской губернии. Ваньковичи были связаны родственными узами со многими шляхетскими родами Беларуси. В. Ванькович учился в Полоцком иезуитском коллегиуме (1811–1818) (с 1813 – факультет свободных наук Полоцкой Академии), затем на отделении литературы и изящных искусств (1818–1824) Виленского университета, Императорской Академии художеств в Петербурге. Ванькович написалпортреты близких и друзей по университету, впоследствии известных поэтов и общественных деятелей – Т. Зана, Э. Ромера, А. Э. Одинца, Ю. Корсака, А. Мицкевича, Г. Кислинга, Ф. Малевского, А. Товяньского. Художник написал портреты пианистки М. Шимановской, поэтов А. Пушкина, П. Вяземского, В. Жуковского. В феврале 1829 г. Ванькович возвращается на родину в Минск. У него две мастерские – в Малой Слепянке и в Минске, где он работает вместе с другом Чеславом Монюшко. Пишет портреты отца, сестры Станиславы Горновской, Доминика Монюшко, жены Анели с детьми, дяди Антона Горецкого, слонимского предводителя дворянства Войцеха Пусловского и членов его семьи. После 1830 г. Ванькович покидает Минск. Он работает и выставляется в Берлине, Дрездене, Мюнхене, а 15 сентября 1841 г. приезжает в Париж и останавливается в семье Мицкевичей. Несмотря на болезнь, продолжает работать. Пишет полотно "Апофеоз Наполеона", иконы "Евангелист Иоанн" и "Св. Клара". Большинство произведений художника небольшая часть в музеях и частных собраниях Англии, Франции, Италии, Польши, Литвы, России.
В музее организуются интерактивные программы "В гости к старому вязу" (архитектура барского дома и пространство усадьбы, "Сюда пожалуйте, за мною. Вот это барский кабинет!"(кабинет в усадебном доме Эдварда Ваньковича), "В гостиной истинно дворянской..."(парадная гостиная в усадебном доме Эдварда Ваньковича), "Пастаральная мечта” (пасторальная тема в убранстве парадной гостиной усадебного дома Эдварда Ваньковича), "Путь художника (из гимназии домой)” (формирование творческого облика художника Валентия Ваньковича), "Рождество в усадебном доме Ваньковичей", "Праздник в честь Вашего дня рождения", "В святилище, где дышит тень оливы..."(учимся смотреть картину), "Изразцовые «зеркала» шляхетской печи" (из истории печей усадьбы Эдварда Ваньковича).Усадьба Ваньковичей расположена в историческом центре Минска и является памятником дворцово-усадебной архитектуры. Это место связано с жизнью и творчеством белорусского художника Валентия Ваньковича (1800 -1842). Усадьба построена в конце XVIII - первой половине XIX вв. в стиле классицизма. Она была расположена в глубине двора, отгороженного от улицы оградой с воротами, которые до нашего времени не сохранились. Одноэтажный прямоугольный в плане деревянный дом накрыт высокой вальмовой крышей с мансардой в центре. Интерьер был декорирован кафельными печами, которые до наших дней также не сохранились. Археологические раскопки, проведенные в 1983 г на территории дома на Интернациональной, подтвердили время его основания - конец XVIII в. Обнаружена интересная особенность. Оказывается, под зданием находятся каменные подземелья XVII столетия, которые приспособлены под подвал. Здесь же были найдены: черепица конца XVIII в., которой был покрыт дом, осколки керамических, железных и стеклянных вещей того времени. В 1982 г. началась реставрация этого памятника. Городской дом В. Ваньковича не только памятник архитектуры классицизма, но и мемориальный объект истории нашей культуры. В нем бывали Ян Дамель, Станислав Монюшко, Винцук Дунин-Марцинкевич - современники и друзья В. Ваньковича.