На протяжении многих лет ни раз предпринимались попытки проложить сквозной водный путь через территорию Беларуси. Однако это удалось сделать лишь во время правления Всероссийского императора Павла I. В 1797 году он издал указ с поручением наладить водное сообщение между Западной Двиной и Днепром посредством реки Березины - правого притока Днепра, который берет свое начало в километре от деревни Докшицы и на протяжении своего течения пересекает территории Витебской, Могилевской и Гомельской областей.
Строительство Березинской водной системы потребовало расширения и выпрямления берегов разных рек, прокладки 6 каналов, возведения 14 шлюзов и 6 плотин. Работы велись в тяжелых условиях, среди густых лесов и непроходимых болот. Для прокладки трасс были специально подобраны участки местности, где топи чередовались с песчаными грядами и холмами. В результате была образована Березинская водная система: ширина извилистого русла Березины в верховьи составила 15-20 м, а в среднем течении достигала около 100-300 м.
По каналу в Рижский порт сплавляли сельхозпродукцию, сырье, а также древесину из Могилевской и Минской губерний. Судоходство по водному пути осуществлялось вплоть до 1817 года. Затем появились железные дороги, роль которых в торговле постепенно увеличивалась. Тем не менее, лес продолжали сплавлять по Березинскому водному пути до 1941 года. Во время Великой отечественной войны шлюзы были взорваны, и канал пришел в упадок. В настоящее время некогда оживленная водная трасса полностью утратила свое лесосплавное и транспортное значение. Деревянные гидротехнические сооружения постепенно разрушились. Сегодня о них сегодня напоминают лишь каменные откосы шлюзовых камер и плотин, а также остатки деревянных конструкций, которые еще можно разглядеть на дне канала. В настоящее время часть водной системы используется туристами для совершения незабываемых водных путешествий.