Строительство дворца в Полонечке началось во второй половине XVIII века по приказу Матея Радзивилла – известного композитора и драматурга, автора оперы «Агатка, или Приезд пана». Строили дворец по примеру виллы Тривулзино на озере Кома, которая находится недалеко от итальянского города Беладжио.
Во внешнем оформлении дворца в Полонечке были использованы так называемые гермы – четырехгранные колонны, завершенные скульптурным изображением головы древнегреческого героя или философа. Эти колонны выделяют дворец среди прочих архитектурных памятников Беларуси и делают его уникальным – больше нигде на наших землях вы не найдете ничего подобного.
При Матее Радзивилле Полонечка переживает свой первый расцвет. Эта небольшая деревенька становится крупным культурным центром, который часто посещают именитые гости. Так, например, в 1777 году в Полонечке побывал известный русский писатель Д. Фонвизин, который оставил по этому случаю следующую запись в дневнике: «29 августа приехали обедать в местечко Полонечко к Радзивиллам. Тут мы приняты были очень хорошо в доме самого хозяина. Обед хороший, на серебре, и вина лучшие».
Во время разделов Речи Посполитой Матей Радзивилл, как истинный патриот своей родины, передал все свое недвижимое имущество в собственность армии Великого княжества Литовского. После того как белорусские земли окончательно отошли к России, владелец Полонечки переехал в прусскую часть Польши, где и умер в 1800 году. Согласно завещанию, наследником дворца стал его сын Константин, при котором Полонечка пережила свое второе рождение.
По приказу Константина дворец был перестроен в стиле ампир. Во внутренней отделке были использованы зеркальные покрытия стен, чтобы создать ощущение бескрайности пространства. Интерьеры украшали бесценные произведения искусства – тут хранилась часть родовой картинной галереи Радзивиллов, а также нумизматическая коллекция и богатая библиотека.
Дворец окружал парк, который делился на регулярный (французский) и пейзажный (английский). Особенностью первой части парка были оригинально подстриженные деревья и кустарники. «Английская» же часть состояла из четырех террас, которые спускались к берегу реки. Перед дворцом были установлены солнечные часы, а центральная аллея вела к деревянной часовне-усыпальнице.
И вновь Полонечка гостеприимно распахнула свои двери перед известными политическими и культурными деятелями того времени, а сам хозяин усадьбы увлекся научно-исследовательской деятельностью. Его «Статистический очерк Новогрудского уезда» и «Этнографические сведения о жителях Новогрудского уезда» и сегодня представляют интерес для ученых.
После смерти Конcтантина в 1869 году его сын Матей, унаследовавший имение в Полонечке, не пожелал переезжать в отцовский дом: он перевез все ценности из резиденции в Полонечке в свою усадьбу Загже под Варшавой. И только в конце XIX века Радзивиллы вновь вернулись в Полонечку. Дедовское имение пришлось по сердцу внуку Константина Радзивилла – Альберту Станиславу, который и жил тут до начала Первой мировой войны. По его приказу были изменены внутренние интерьеры дворца, пристроен зимний сад в неоготическом стиле. Также была достроена широкая парадная лестница, которая придала дворцу еще более величественный вид.
В 1919 году Альберт Станислав эмигрировал в Америку, и хозяином дворца в Полонечке стал его племянник Владислав, который жил здесь вплоть до 1939 года. Во времена Второй мировой войны дворец в Полонечке сильно пострадал, но, как ни странно, был восстановлен. В его стенах разместилась школа-интернат. Была полностью изменена планировка: окна в галерее заложили кирпичом, оранжерею разобрали, убрали герб Радзивиллов с главного фасада. Частично был застроен парк. В 90-е годы из-за долгого отсутствия капитального ремонта в здании провалилась крыша. Школу-интернат перевели в другое место, а дворец оказался заброшенным.
На сегодняшний день сохранилась основная коробка здания дворца, некоторые элементы наружного декора. Чудом уцелели шесть герм, которые изначально делали дворец уникальным.