ekskursii.by

Belarusian excursion portal

Bobruisk fortress

To book a tour

Type: Locks, fortresses, strengthenings Style: Classicism Date of Foundation: 19 century Status: Republican value Bobrujsk

Bobruisk Fortress is a fortification of the first half of the ХIХ century. It was built in the old town of Bobruisk for the defense of the western borders of the Russian Empire. Its project was made by the engineer Carl Opperman who also guided all construction works. Throughout its history the castle has been used as a military base. Its long-term defensive buildings are made of brick with vaulted ceiling and loopholes.

In 1810 relations between France and Russia were deteriorating. The prospect of war was imminent. That is why Alexander I - the Emperor and Autocrat of all Russia decided to begin the process of arming of the country - in particular, its western borders. The War Office sent engineers to different provinces of the Russian Empire to find the places that would be most convenient for building fortifications there. Theodore Narbut - a talented engeneer, proposed to build a fortress in Bobruisk. At the end of June 1810 Alexander I approved the plan of Bobruisk fortress: a fortification should have been built in the historical city-centre and local residents should have received free areas around the castle.

However, there are historians who connect the construction of defensive fortifications in Bobruisk with Catherine II. They concider that while travelling around the Belarusian land, the Empress marked Bobruisk and its convenient location. She decided to create a military base for the Russian troops there.

Officially the construction of Bobruisk fortress was started on 4th June, 1810. Old stone buildings of Bobruisk were used for its construction. Soon moats, 8 bastions, earthworks apperaed there as well as the part of the inside buildings. As a result, by the end of 1811 all the forts of the fortress had an impressive defensive force. The fortification in Bobruisk was considered one of the best at that time. Before the beginning of the war in 1812 about 300 guns were stationed there. More than four thousand people served in the armed forces in Bobruisk fortress. The castle became an important stronghold of the Russian army on the way of the southern flank of Napoleon”s troops. At the beginning of the war in 1812 it helped the 2nd Western Army guided by Pyotr Bagration to connect with the 1st Army, commanded by Barclay de Tolly that was located in Smolensk. In Bobruisk fortress the military men were able to replenish their supplies of food, to get reinforcements, leave sick and wounded in the fortification.

After the war the process of fortress construction continued. Its territory was increased, additional fortifications were built. Straight streets and boulevards appeared on the territory of the fortification. The architect of the new buildings of the fortress was A.Shtaubert, who followed the traditions of classicism. The architectural ensemble of Cathedral Square inclued commandant”s house, headquarters buildings, hospital, and Alexander Nevsky Cathedral.

The fate of Bobruisk fortress is closely connected with the Decembrists. Here the 9th Infantry Division was quartered. Its officers were members of secret societies. The plan of armed rebellion, so-called «Bobruisk plan» was developed in the fortress. According to it Emperor Alexander I must had been arrested while he was examining the troops in Bobruisk. After the suppression of the Decembrist uprising on Senate Square in St. Petersburg military officers V.Divov, M.Bodisko, S.Trusov, Vladimir Norov and others were sentanced here.

Beginning from 1886 the castle had been gradually losing its strategic importance and eventually was turned into a warehouse.

During World War II Nazis organized a large concentration camp for Soviet prisoners of war inside the fortress.

In 2002 the historical and architectural monument «Bobruisk fortress» was included into the list of historical and cultural values of the Republic of Belarus. reveal all text

Photo - Bobruisk fortress

Individual and corporate excursions - Bobruisk fortress

Location map - Bobruisk fortress

Address Bobrujsk GPS Google: 53.139387′ N, 29.244769′ E

ekskursii.by

Белорусский экскурсионный портал

Бобруйская крепость

Заказать экскурсию

Тип: Замки, крепости, укрепления Стиль: классицизм Дата основания: 19 век Статус: Республиканского значения Бобруйск

Бобруйская крепость – памятник фортификационного искусства первой половины ХIХ века. Она была возведена на территории старого города Бобруйска для обороны западных границ Российской империи по проекту и под руководством инженера Карла Оппермана. На протяжении всей своей истории крепость использовалась как военный объект. Долговременные оборонительные постройки были сделаны из кирпича, имели сводчатые перекрытия и бойницы.

В 1810 году отношения между Францией и Россией начали ухудшаться. Перспектива войны с каждым месяцем казалась все более неизбежной. Тогда Александр I – государь-император и самодержец Всероссийский принимает решение начать процесс вооружения страны – в частности, западных рубежей. Военное министерство командирует инженеров в разные губернии Российской империи для поиска мест, наиболее удобных для размещения оборонительных укреплений. Инженер-порутчик Теодор Нарбут предложил построить крепость на территории Бобруйска. В конце июня 1810 года император Александр I утвердил план Бобруйской крепости: под укрепление отходила вся территория исторически сложившегося города на правом берегу Березины, местные жители получали свободную землю вокруг крепости, где были запроектированы форштадты.

Однако есть историки, которые связывают появление оборонительного укрепления в Бобруйске с именем Екатерины II. Они полагают, что, совершая поездку по белорусским землям, императрица отметила удобное расположение Бобруйска и решила создать в городе перевалочную базу для русской армии.

Официальной датой заложения Бобруйской крепости считается 4 июня 1810 года. При ее строительстве максимально использовались старинные каменные здания Бобруйска. Работы велись интенсивно. Здесь были насыпаны валы, построены 8 бастионов, сделаны земляные укрепления, а также сооружена часть внутренних застроек. В итоге к концу 1811 года все форты крепости обладали внушительной оборонительной силой. Оборонительное укрепление в Бобруйске считалось одним из лучших в то время. К началу войны 1812 года на вооружение крепости было поставлено около 300 орудий. Размещенный в ней гарнизон насчитывал около 4 тысяч человек. Крепость стала важным опорным пунктом русской армии на пути южного фланга наполеоновских войск. В начале войны 1812 года она помогла 2-й Западной армии Петра Багратиона соединиться с 1-й армией под командованием Барклая де Толли, которая находилась в Смоленске. Здесь военные смогли пополнить свои запасы продовольствия, получить подкрепление, оставить больных и раненых.

После войны строительство крепости продолжилось. Увеличилась ее территория, появились дополнительные укрепления, а также прямые улицы и бульвары. Архитектором новых зданий крепости стал А. Штауберт, который следовал традициям классицизма. Здесь появился архитектурный ансамбль Соборной площади с домом коменданта, зданиями штаба, госпиталя и собором Александра Невского.

Судьба Бобруйской крепости тесно связана с декабристами. Здесь была расквартирована 9-я пехотная дивизия, среди офицеров которой были члены тайных обществ. Именно в крепости был разработан «Бобруйский план» вооруженного восстания, который предусматривал арест императора Александра I во время смотра войск. После подавления декабрьского восстания на Сенатской площади в Петербурге здесь отбывали наказание В.Дивов, М.Бодиско, С.Трусов, В.Норов и другие.

Начиная с 1886 года, крепость понемногу начинает утрачивать свое стратегическое значение и в итоге превращается в склад.

В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики организовали в крепости крупный концентрационный лагерь для советских военнопленных.

В 2002 году памятник истории и архитектуры «Бобруйская крепость» внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, отнесен к ценностям, имеющим республиканское значение. раскрыть весь текст

Фото - Бобруйская крепость

Групповые сборные экскурсии - Бобруйская крепость

Цены в:

Дата Экскурсия Взрослые / дети
09:00 21-Июня (Пятница) Бобруйск - Красный Берег
2'580 / 2'510
Заказать
09:00 28-Июня (Пятница) Бобруйск - Красный Берег
2'580 / 2'510
Заказать
08:00 06-Июля (Суббота) Могилев - Бобруйск (2 дня)
6'500 / 6'150
Заказать
09:00 26-Июля (Пятница) Бобруйск - Красный Берег
2'580 / 2'510
Заказать
08:00 03-Августа (Суббота) Могилев - Бобруйск (2 дня)
6'500 / 6'150
Заказать
09:00 04-Августа (Воскресенье) Бобруйск - Красный Берег
2'580 / 2'510
Заказать

Индивидуальные и корпоративные экскурсии - Бобруйская крепость

Расположение на карте - Бобруйская крепость

Адрес Бобруйск GPS Google: 53.139387′ N, 29.244769′ E