История развития
Впервые в письменных источниках поселение Крупка упоминается 25 февраля 1593 г. в «Втором хождении Трифона Коробейникова» от Москвы до Ерусалима, а в 1613 г. Крупки уже появились на карте Великого княжества Литовского, которая была издана в Амстердаме картографом Т. Маковским по заказу Николая Радзивила Сиротки. В 1627 г. князь Сангушко Сымон Самуэль подарил местечко Крупки с 60 домами своей жене Елене Корвин-Гасевской.
В 1793 г. после второго раздела Речи Посполитой Крупки оказались в составе Бобрской волости Сенненского повета Могилевской губернии Российской империи. В те времена здесь проходил знаменитый Екатерининский тракт или старая смоленская дорога, которой пользовались многие видные политические деятели и путешественники на пути с запада в Москву.
Во время Наполеоновской войны 1812 г. Крупки были сожжены французскими солдатами. Одна из легенд гласит, что в озере Стоячее (Лесное) утонула карета Наполеона с многочисленными богатствами.
С середины ХІХ в. в местечке Крупки начала развиваться промышленность - мукомольная мануфактура, фабрика спичечной соломки, кожевенный и маслобойный заводы, появилась железная дорога.
В 1917 г. в Крупках был создан местечковый Совет рабочих и крестьянских депутатов, на протяжении 4 лет Крупки находились в составе РСФСР, сама граница Беларуси проходила по территории современного Крупского района. 17 июля 1924 г. Крупки стали центром Крупского района, к концу 30-х гг. в Крупском районе действовали 37 промышленных предприятий. 20 февраля 1938 г. Крупки вошли в состав Минской области, а 27 сентября им был присвоен статус городского поселка.
С наступлением войны в 1941 г. территория Крупского района была оккупирована фашистскими захватчиками, где была создана районная управа для ведения хозяйства. В поселке находилось гестапо, школа по подготовке агентов гестапо и две тюрьмы. Всего в двух километрах от Крупок находился концлагерь с вагоном-душегубкой. Здесь за годы войны было уничтожено более двух тысяч человек. В 1942 г. на территории района развернулось серьезное партизанское движение, в котором участвовало около 6 тысяч партизан. Крупский район был полностью освобожден от оккупантов за 3 дня во время операции «Багратион». Сразу после освобождения быстрыми темпами началось восстановление народного хозяйства и инфраструктуры района.
В 1991 г. Крупки получили статус города, а в 1999 г. - свой герб - изображение реки Крупка в виде серебряной ленты, золотые бусинки-крупицы травы «крупка дубровная» и колесо водяной мельницы в голубом поле.
Туристический потенциал
Крупкский район обладает огромным природным потенциалом для развития экологического туризма, ведь на его территории находится один из самых красивых в Беларуси природных заказников «Селява» с чистейшим озером, а также тропа «Прошицкие болота» и много других удивительных ландшафтов, от красоты которых захватывает дух. Но не только природными объектами богат Крупский регион, на его территории находится около 15 объектов археологии и истории, которые включёны в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Главной же достопримечательностью самих Крупок несомненно является усадебный дом Святских. В начале XX в. последний владелец Крупок Карл Святский построил в центре поселка усадьбу в стиле «модерн» и заложил парк. Двухэтажный дворец с башней был не только родовым гнездом, но и центром культурной жизни Крупок, ведь сюда привозили художественные шедевры и даже устраивались театрализованные представления. Усадебный дом, флигель и часть парка с подъездной аллеей из тополей и лиственниц сохранились до наших дней.
Рядом с усадьбой располагается памятник В.В. Коваленку – знаменитому летчику-космонавту, Герою Советского Союза, который родился на территории Крупского района. В его честь на базе Хотюховской средней школы Крупского района создан музей, в котором собраны семейные фотографии, документы и награды белорусского космонавта, а в Крупках в преддверии Дня космонавтики проводится республиканский легкоатлетический пробег на призы В.В. Коваленка. Выдающемуся уроженцу Крупщины посвящена и экспозиция в Крупском историко-краеведческом музее - здесь представлены лётный скафандр и тренировочный костюм В.В. Коваленка, китель и фуражку знаменитого летчика, а также продукты питания космонавтов. Сам музей познакомит посетителей с археологическими находками на территории Крупского района, ее природой, этнографией, где можно погрузиться в атмосферу белорусской хатки, а также современной историей района.
Крупки не могут удивить гостей города древними храмами, но с удовольствием покажут современные религиозные объекты - церковь Святителя Николая Чудотворца и костел Святого Иосифа, построенные в конце ХХ - начале XXI в.
Крупки - комфортный город для путешественников, куда можно заглянуть двигаясь по трассе М1 Москва - Минск. Здесь особое значение имеет не объекты архитектуры, а сама история и выдающиеся выходцы Крупщины. Прогуляйтесь по парку, испытайте гордость за мужественных защитников своей Родины и первых белорусских космонавтов, познакомьтесь с народным мастером ткачества или просто отдохните на берегу прекрасной Селявы.