В костеле хранится написанная в 1598 г. икона Божьей матери, подаренная папой римским Климентом XVIII. Толчком к зарождению паломнических традиций в Будславе стал выход в свет в 1650 году книги настоятеля местного монастыря Элевтера Зелеевича с длинным и подробным списком чудес, произошедших в Буде после появления в здешнем костеле папской иконы.
В 1858 году по приказу Александра ІІ был закрыт монастырь бернардинцев в Вильне. Та же участь постигла и здешнюю обитель. Ритуал проведения будславских храмовых праздников, вдохновителями которых были виленские монахи, постепенно утрачивает свою аутентичность, упрощается. Смолкает и будславское хоровое пение бернардинских монахов, которое было визитной карточкой ежегодных летних «фэстов».
Еще один тяжелый кризис обрушивается на костел в 1939 году, после известного «воссоединения». Начинается отсчет многолетней «полуподпольной» фазы существования костела с ночными венчаниями и крещениями, с тайными паломничествами и исповедями на костельном кладбище. Будславские старожилы рассказывают, что нередкими в те годы были случаи, когда местные власти на время традиционного июльского храмового праздника в честь иконы Божией Матери Будславской отбирали у сторожа ключи от костела, и люди молились просто перед запертыми дверями. Вместе с тем следует отметить, что костел никогда не использовался для атеистических целей.
Учитывая историю и роль храма в жизни белорусских католиков, папа римский Иоанн Павел II в 1994 году присвоил костелу в Будславе титул ”базилика малая”, подчеркивая этим особый ранг храма.
На фэсты в будславском костеле всю ночь служат мессы, не смолкает пение паломников. Многотысячная толпа на просторном лугу у реки повторяет вслед за монахами слова песни, написанной основателем ордена бернардинцев Франциском Ассизским почти восемьсот лет тому назад. Теперь ежегодно, по традиции в полночь 2 июля, от свечи, стоящей перед иконой Богоматери Будславской, свои свечи зажигают все паломники.