Действующий Спасо-Евфросиньевский монастырь – один из первых женских православных монастырей Руси, основанный в XII в. преподобной Евфросинией Полоцкой.
Родилась Евфросиния в семье князя Святослава-Георгия и княгини Софии, и дали ей старинное имя Предслава. С ранних лет у Предславы проявилась любовь к книжному слову. В отчем доме она познакомилась с книгами, образование получила при монастыре. Она познакомилась с произведениями римских и византийских богословов, читала «Изборники», роман об Александре Македонском и другие книги. Будучи взрослой, переводила с греческого, знала латынь, сама писала оригинальные произведения. Когда ей исполнилось 12 лет, родители подготовили приданное и планировали выдать ее замуж. Но княжеская дочь выбрала иной путь – посвятить жизнь служению Богу. Она приходит в монастырь, где игуменьей была ее тетя и берет себе имя Евфросинии Александрийской из Египта. «Житие» рассказывает, что Евфросинии приснился сон, в котором ангел ее отвел в село Сельцо под Полоцком, где на берегу реки Полоты стояла деревянная церковь Спаса и каменный храм-усыпальница полоцких епископов. Ангел промолвил: «Здесь надлежит быть тебе».
В Сельце Евфросиния основала два монастыря – женский и мужской. О мужском Богородицком монастыре почти ничего неизвестно, а основанный в XII в. Спасо-Евфросиниевский православный женский монастырь и сегодня стоит и действует на древней полоцкой земле. При монастырях открывались для детей школы, где учили читать, писать, получали знания по природоведению, медицине, риторике, там работали скриптории – мастерские по переписыванию книг, создавались иконописные мастерские.
Жемчужиной монастыря - Спасо-Евфросиниевская церковь с уникальными фресками XII века. Одной из самых драгоценных святынь монастыря является знаменитый Крест Евфросинии Полоцкой, созданный в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей (крест пропал во время войны, сейчас в монастыре храниться его копия). Этот крест, а также мощи святой заступницы стали предметом поклонения тысяч паломников, ежегодно прибывающих в Полоцк. Любопытно, что на стенах церкви сохранились граффити XVII века - типа «Здесь был Вася» (только на латыни) - и год 1617, 1632…
По заказу Евфросинии зодчий Иоанн строит при монастыре церковь святого Спаса. Талантливый зодчий возводит храм за 30 недель. Построенная за один строительный сезон церковь святого Спаса – вершина архитектурной мысли Полоцка, стала ярким воплощением духовного наследия полочан, богатства белорусской нации. Это трехнефный шестистолпный крестово-купольный храм монастырского типа. Внешняя длина храма с апсидой 18,2 м, ширина – 9,8 м, толщина стен – 1,24 м, а западной стены – 1,8 м. Фундамент церкви около 1 м, состоит из сложенных насухо камней.
В XII в. храм святого Спаса был расписан фресками. Красками растительного происхождения художники рисовали по влажной штукатурке, оставив для потомков свой труд на века. Древние фрески были закрыты позднейшими напластованиями штукатурки и живописными росписями темперой и маслом в XIX в. Реставраторами открыто довольно много фресок – в алтарной части изображения святых во весь рост с книгами в руках, изображение святого, который молится на фоне высокой башни, в центральной части изображение святых монахинь, фигуры святых в полный рост со свитками в руках и неизвестная молодая святая.
Рядом с церковью Спаса в 1893 – 1897 гг. был возведен огромный пятикупольный храм – Кресто-Воздвиженский собор. Проект храма был сделан витебским губернским архитектором В. Коршиковым в псевдовизантийском стиле. Полное название этого храма посвящено Воздвижению честного и животворящего Креста Господня и отмечается как православный праздник 14(27) сентября. Крест возвещает об искупительной жертве Христа.
Справа от церкви Спаса находится «теплая» церковь. Ее построили в 1847 г. и назвали Евфросиниевской. В войну она также была разрушена, но восстановлена и теперь здесь находится монастырская трапезная.
Уникальным произведением прикладного искусства этого времени является крест Евфросинии Полоцкой. Крест считается важнейшим символом христианства, который выражает высшие сакральные ценности: восхождение духа, стремление к Богу, вечности, является моделью бытия и человека в нем. По заказу Евфросинии в 1161 г. Лазарь Богша создал Крест-ковчег для хранения присланных из Царьграда и Иерусалима христианских реликвий. Мастер сделал напрестольный крест шестиконечным. Его форма символизирует Вселенную, созданную Богом за шесть дней. Основой креста было кипарисовое дерево, из которого делали особо ценные культовые предметы. Реликвия имеет размеры 51,8 см в высоту, длина верхней перекладины – 14, нижней – 21, толщина – 2,5 см, сверху и снизу дерево закрывали 21 золотая пластина с драгоценными камнями, орнаментами и 20-ю эмалевыми пластинками-ликами святых. На верхних концах Креста мастер поместил поясные изображения Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи. В центре нижнего перекрестья – изображения четырех евангелистов Иоанна, Луки, Марка и Матфея, а на концах – архангелов Гавриила и Михаила. Внизу расположены небесные покровители Евфросинии и ее родителей – Евфросиния Александрийская, Георгий и София. На обратной стороне Креста помещены изображения отцов церкви Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, апостолов Петра и Павла, а также святых Стефана, Димитрия и Пантелиймона. Над каждой иконкой сделаны надписи греческими и славянскими буквами. В середине Креста в пяти подписных квадратных гнездах находились христианские реликвии: кусочки Креста Господнего с каплями Крови Иисуса, кусочек камня от Гроба Богородицы, частички мощей святых Стефана и Пантелиймона и кровь святого Димитрия. По сторонам Крест обложен 20-ю серебряными с позолотой пластинами, по периметру передней стороны Креста – обвод жемчугом. Наиценнейшими из положенных в гнезда христианских реликвий являются частички Святого Древа – Креста, на котором был распят Христос. По замыслу заказчицы эта святыня должна вечно «животворить» души полочан и всех верующих людей. По технике исполнения Крест является шедевром мирового значения, одним из немногих датированных памятников прикладного искусства XII в.
Это чудо мастерства и красоты стало знаком Божественного покровительства над Беларусью, символом высокой духовности Полоцкой земли. История Креста в XX в. наполнена детективным содержанием. В 1921 г. Крест реквизировала советская власть, какое-то время он находился в минском музее, но уже в 1929 г. его перевезли в Могилев. 21 ноября 1929 г. был составлен акт передачи творения Лазаря Боши из музея Минска в музей Могилева. В Могилеве святыню поместили в музейную экспозицию, но посетители молились возле Креста. По этой причине он был передан в бывший земельный банк. По официальной версии, именно отсюда он и был выкраден гитлеровскими захватчиками в 1941 г. Есть и другие версии. Будто бы Крест попал на восток и что его продали после войны на аукционе за океан. Не один раз велись поиски этого Креста, искали в Европе, Америке, в коллекциях Моргана и Рокфеллера, к поиску были подключены дипломатические службы, известные белорусские ученые, специалисты Интерпола. Но Крест пока не найден.
Но в наши дни случилось чудо. 8 августа 1997 г. Художник из Бреста Николай Петрович Кузьмич завершил пятилетний труд – создал заново по образу и подобию Крест Евфросинии Полоцкой. Он возродил утраченную славянами еще в ХIV столетии технику перегородчатой эмали. 24 августа 1997 г. на церемонии в Свято-Симеоновском кафедральном соборе Бреста мастер передал сакральную святыню Белорусской Православной Церкви.
Монастырь, основанный Евфросинией в XII в., как и сам Полоцк, пережил много бед и лихолетий. В 1563 г. в Ливонскую войну, когда город был захвачен войсками московского царя Ивана Грозного, монастырь опустел. Вскоре, в 1579 г. королем Речи Посполитой Стефаном Баторием монастырь был передан иезуитам, а в 1654 г. вновь город занят русскими войсками во время русско-польской войны. После Андрусовского перемирия Полоцк возвращен Речи Посполитой, и снова в монастырь пришли иезуиты, которым он принадлежал до изгнания их из пределов России в 1820 г. До 1832 г. монастырь принадлежал католическому ордену пиаров, потом его передали православным. Восстановленную в 1840 г. святыню по причине ее древности причислили к первоклассным монастырям. При монастыре было создано епархиальное женское училище, для которого был построен трехэтажный корпус. Многие выпускницы училища стали народными учителями, гувернантками. Училище было закрыто советскими властями, с 1921 г. там разместился лесной техникум. Новые испытания выпали на долю монастыря в первую мировую войну и после октябрьского переворота 1917 г. В 1920 г. монастырь уже выглядел запустевшим, а главные ценности и реликвии были вывезены в Ростов Великий Ярославской области еще в 1915 г.
В 1960 г. монастырь вновь был закрыт. Прошло более тридцати лет, и только в 1992 г. он вновь принял монахинь, которые возвратились, в основном, из Жирович Гродненской области, куда их насильно вывезли в 1960 г. В апреле 1989 г. состоялось переосвящение мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. В монастыре сегодня около 70 насельниц, включая послушниц, которые еще не приняли постриг, но готовы посвятить свою жизнь нелегкому служению Богу.